Институт расторжения брака 2019 год

Сущенко Маргарита Сергеевна *
Алферова Екатерина Леонидовна **

студент *
магистрант **
Вятский государственный университет,, г. Киров,

Библиографическое описание: Сущенко М.С., Алферова Е.Л. ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В РОССИИ [Текст] // Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 17 апреля, 2016 г.)- Махачкала: Издательство «Апробация», С . 5-6

Особенностью правового регулирования семейного права является использование различных правовых источников, меняющихся в ходе его эволюции. Рассмотрим это на примере института расторжения брака в XVII-XIX вв.

Взгляды законодателя на институт брака в исследуемый период неоднократно изменялись в ходе изменения государственной системы. В связи с этим представляется интересным уделить особое внимание особенностям различных источников правового регулирования расторжения брака: канонического права, правовых обычаев, судебной практики и светского законодательства.

До принятия Русью христианства регулирование семейных отношений осуществлялось лишь обычным правом. В браке, заключенном таким способом, как похищение невесты, муж мог свободно покинуть жену по своему желанию. Можно сделать вывод, что самого понятия расторжения брака в тот момент еще не было.

После принятия христианства семейное право основывалось на нормах не только обычного права, но и подвергалось сильному воздействию канонического права. Только церковный брак имел юридические последствия. Например, согласно Стоглаву, который являлся одним из первых источников регулирования семейных отношений, прекращение брака возможно в случаях: физической смерти; прелюбодеяния; неспособности мужа к супружеской жизни или бесплодия жены; длительной и тяжелой болезни супруга и др. В связи с этим, можно судить о том, что взаимное согласие сторон не являлось причиной расторжения брака на данный период.

Г.Ф. Шершеневич приводит также основания для расторжения брака, как неспособность сожития со стороны мужа, бесплодие жены, пострижение в монашество, болезнь супруга [1]. Даже в Соборном Уложении 1649 г. семейное право регулировалось основными принципами Домостроя – причинами для развода оставались уход одного из супругов в монастырь, неспособность жены к деторождению. Обобщив вышесказанное, представляется возможным утверждать, что в XVII веке регулирование семейных отношений осуществлялось как нормами канонического права, так и законодательством при большей роли первого.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Бракоразводными делами стал заниматься учрежденный в 1721 г. Синод. Усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов. В этот период прежние основания для расторжения брака сокращаются, но государство закрепляет новые. Новым поводом к разводу стала ссылка, что впервые упоминается в Указе Петра I 16 августа 1720 г., где ведется речь о ссылке на каторжные работы. Расторгались браки только «сосланных на вечную каторжную работу».

Очень важным является тот факт, что именно с данного времени проявляется тенденция уравнять женщин с мужчинами вправе требовать развода (в случае, например, прелюбодеяния). Как считает Татаринова Е.П., несмотря на малое проявление личной заинтересованности женщины в имущественных правоотношениях говорить о полной свободе женщины было рано [2].

Синтез приведенных примеры показывает, что уже к середине XVIII в. Намечается отход от старых, церковных традиций в правовом регулировании института расторжения брака, а также появляются новые причины разводов, что свидетельствует о развитии гражданско-правовой сферы того времени. В качестве обобщения вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Правовое регулирование прекращения брака впервые явилось средством обеспечения механизма принятия индивидуального решения личности именно в XVII-XIX вв [3].

2. Некоторые из перечисленных поводов к расторжению брака были исключены из законодательства в связи с признанием России светским государством. Свое значение не утратили такие причины, как смерть, безвестное отсутствие и т.д.

1. Шершевич Г.Ф. Учебник русского гражданского право (по изданию 1907 г.) — М.: Инфра М, 1995.

История зарождения института расторжения брака

Нормальный способ прекращения брака как союза пожизненного есть смерть одного из супругов. Но право допускает возможность прекращения брака и при жизни обоих супругов вследствие наступления причин, которые закон считает достаточно уважительными для признания брака прекратившимся. В этом последнем случае брак прекращается вследствие расторжения его или развода. Развод предполагает существование вполне действительного и законного брака, который расторгается вследствие наступления уже потом причин расторжимости. Качество и количество этих причин разнообразятся, смотря по особенностям и культуры народа, и его законодательства, по его национальным свойствам и в особенности по большему или меньшему воздействию религии на институт брака. Когда брак является союзом только половым, когда преобладает в браке элемент физиологический, тогда и поводы к разводу концентрируются около этого элемента; но когда человек начинает усматривать в браке не только союз физический, но и общение духовной жизни и юридического быта, тогда, наряду с естественными причинами развода, появляются нравственные и юридические. Обратимся сначала к истории бракоразводного права.

История показывает, что в первоначальное время расторжимость брака находилась в связи со способом приобретения жены и порядком заключения брака. Когда жена приобреталась путем насильственного захвата (а так было вначале), развода быть не могло: о каком разводе можно говорить тогда, когда речь идет о расторжении добытой мною собственности. Я могу ею пользоваться сам, передать другому на время или навсегда покинуть, наконец, и этим исчерпываются все мои отношения к ней.

Смягчение нравов способствовало возникновению и укреплению мирных способов приобретения жен посредством соглашения, купли. Купля была естественным переходом от женокрадства к договорному способу приобретения жен; укравший жену и преследуемый родом ее должен был откупиться. Впоследствии вошла в обычай нормальная купля без предварительного захвата. Как ни низко ставила женщину купля, все же она не делала ее совершенно бесправной. Продавая ее, родственники могли уговориться, чтобы проданная не была слишком угнетаема; муж, таким образом, не остается совсем безнаказанным, если он мучит ее или совершенно произвольно прогоняет купленную жену. Мало того, при этом способе заключения брака за женой признается право на развод вследствие вины мужа; даже право жены на приданое совместимо с куплей, что тоже указывает на небесправное положение жены в доме мужа.

Шаг далее по пути развития брака есть заключение его посредствам соглашения между родственниками жениха и невесты о браке последних. Этот порядок заключения брака, имевший в начале характер сделки об отчуждении жены мужу, а впоследствии потерявший такой характер и постепенно, так сказать, облагораживавшийся, долго бытовал среди многих народов и бытует до сих пор у народов с патриархальным строем семьи. Этому строю соответствует строгость семейных обычаев и нравов и полновластие мужа над женой. Сообразно с этим жена, поступая в руки мужа», выходит из «рук» его, когда он ее отвергает (repudium). Односторонний развод, «пухцание жен мужьями», как выражались наши древние иерархи, вот обычный способ развода первобытного. Вначале это отвержение, вероятно, имело характер вполне безапелляционный, но с некоторым упорядочением патриархальной семьи, по-видимому, требовалось наличие вины со стороны жены. Так, Моисей, допуская односторонний развод по воле мужа посредством написания разводного письма, понимает возможность развода вследствие какого-либо «порока или срамного дела жены» [1, с.49].

По древнейшему римскому закону муж мог дать развод жене, если она оказалась виновной в прелюбодеянии, подделке ключей и в отравлении детей. Впрочем, он мог отвергнуть жену и без всякой вины с ее стороны, но тогда он лишался своего имущества, одна половина которого шла в пользу разведенной жены, а другая в пользу богини Цереры.

Подобное же явление наблюдаем и в древнегреческом (афинском) праве. Муж имеет право «отпустить» жену, не стесняясь никакими условиями и формальностями. Но этим мы встречаем уже и определенные причины отвержения: прелюбодеяние жены или даже подозрение в совершении его, бесплодие и случай «ипеклерата», когда ближайший родственник дочери лица, не имевшего сыновей, должен был жениться на последней, чтобы создать потомство для своего бездетного тестя и обыкновенно получить богатое приданое.

Дальнейшее развитие семейного строя, вызванное в свою очередь общим поступательным развитием народов, давало возможность заключать браки, принимая во внимание волю самих брачующихся, в том числе и женщин, — волю не только мужа, но и жены. При таких условиях право на развод должно было принадлежать не только мужу, но и жене. Отсюда развод по обоюдному согласию супругов является излюбленным и весьма распространённым способом прекращения брака [1, с. 50].

Впрочем, не надо думать, чтобы в жизни существовала эта правильность в смене одного порядка другим. Разводы по обоюдному согласию не исключали и разводов односторонних по усмотрению мужа, что опять мы наблюдаем в римской истории, греческой и нашей. С односторонними разводами римские императоры боролись не менее, чем с разводами по обоюдному согласию. В Аттике вместе с repudia практиковались разводы по обоюдному соглашению и даже разводы по желанию жены, впрочем, по-видимому, с указанием причин и с согласия властей.

Достигнув этой стадии развития, бракоразводное право надолго подпало под влияние христианской религии, оставаясь под этим влиянием в известной мере и доселе.

Нужно, однако же, заметить, что упорядочения бракоразводного права церковь достигла не сразу. Римское языческое общество последних веков римской истории дошло до крайних пределов нравственной порчи; семья расшаталась, брачные узы столь ослабели, что церкви невозможно было и помышлять о водворении в жизни евангельского взгляда на развод. К тому же на стороне церкви было и светское законодательство. Впервые века христианства христианскому обществу необходимо было сохранять большую осторожность во всех вопросах, где оно могло сталкиваться с государственными постановлениями. Христианские иерархи и учителя церкви старались показать, что они — верные сыны государства. «Всякий из нас (т. е. христиан), — говорили они, — считает женою ту, на которой женился по изданным вами (т. е. Светскими властями) законам».Иоанн Златоуст в XVI беседе, обращаясь к жителям Антиохии, указывает на необходимость подчиняться императорским законам как в делах имущественных, так и брачных. И хотя тот же Златоуст в другой беседе своей говорит: «Увещеваю, прошу и умоляю мужей не отвергать жен, и жен не оставлять мужей», но тем не менее разводы — отвержения (repudia) практиковались, и в некоторых случаях и учителя церкви не считали их незаконными.

Вообще, канонисты Восточной церкви согласны между собой относительно воззрения, что некоторые каноны соборов и правила отцов церкви признают и, следовательно, допускают и другие поводы к разводу, кроме прелюбодеяния (упоминаемого в Евангелии). Именно эти поводы двух родов: или такие, которые по своему воздействию на брак равняются смерти, или такие, которые аналогичны с прелюбодеянием. Так, между прочим, таким путем пришли к допустимости развода вследствие буйного помешательства одного из супругов или злонамеренного оставления одним другого [1, с.51].

В свою очередь, и христианские императоры, упорядочивая разводы, находили сильное противодействие в нравах: пришлось по нескольку раз то запрещать, то разрешать разводы по обоюдному согласию супругов. Только к концу IX в. был положен окончательный запрет на разводы этого рода. Приходилось снисходительно относиться и к разводам без законных поводов, не признавая их недействительными, а лишь облагая штрафами.

Несколько иную судьбу имело бракоразводное право в Западной церкви. Церковь эта не отличалась твердостью и устойчивостью своих воззрений как на заключение брака, так и на его расторжение.

Встретив у варваров — германских племен — взгляд на заключение брака как на куплю жены (причем сделка считалась совершенной только после наступления фактического сожительства), западная церковь, однако же. мало способствовала тому, чтобы укоренить в умы варваров взгляд на брак, как на акт религиозный. Напротив, церковь эта, может быть, не желая входить в противоречие с обычаем, пустившим глубокие корни в нравы, высказывалась, что церковное венчание есть, скорее, благочестивый обычай, чем необходимое условие для действительности брака, считая, что для силы его как таинства достаточно взаимного согласия брачующихся.

Неблагоприятные последствия этой системы не замедлили сказаться: заключались супружества поспешные, необдуманные, доказательства брака затруднялись и конкубинат сходил за брак, а действительно брачные союзы оспаривались в своей силе. Церковь не могла сознавать ненормальности этих порядков, и вот на Тридентском соборе 1563 года принимается решительное правило, что только брак, совершённый приходским священником в присутствии 2-х или 3-х свидетелей, имеет силу законного брака. Таким образом, был положен конец бракам тайным и сомнительным. С этого времени договор и таинство брака сделались неразлучными и участие церкви, как непременное условие действительности брака, было признано необходимым даже со стороны светского законодательства [1, с.52].

Тридентский собор уничтожил также последние следы развода. В первые века христианства вопрос об отвержении жен и о разводе возбуждал самые горячие споры среди учителей церкви и на церковных соборах. Тертуллиан, св. Епифаний, Астерий (Asterius) еп. Амазийский допускали отвержение жены вследствие прелюбодеяния с ее стороны. Но большая часть учителей церкви — блаженный Иероним, святой Иоанн Златоуст и, в особенности, блаженный Августин, стояли за нерасторжимость брака. Учение Августина имело решительное влияние на брак. Развод все более и более стеснялся, и если его допускали в некоторых случаях, то лишь по соображению религиозного характера. Авторитет церкви уже давал себя чувствовать в законах варваров, и духовенство получало часто от разводившихся супругов обещание удалиться в монастырь; но еще не было речи об отмене развода. В капитуляриях влияние церкви уже гораздо сильнее: они большей частью подтверждают каноническое право, и если допускают развод, то ввиду принятия супругами монашества, хотя тут и там наблюдаются еще остатки старых нравов. Что касается отвержения (односторонних разводов), то Суассонский собор в 774 году дозволяет его мужу по отношению к жене, виновной в прелюбодеянии. В 789 году капитулярий Карла Великого запрещает брак супругам, расторгнувшим брак односторонним разводом. С XII века церковная доктрина устанавливает различие между консуммированным и неконсуммированным браком, допуская только для последнего развод.

Это интересно:  Список документов для расторжения брака 2019 год

Тридентский собор подтвердил это правило. Неконсуммированный брак дозволено было расторгнуть только ввиду поступления супругов в монастырь; не было разрешено, как доселе, чтобы те, которые хотели оставаться в миру, могли разводиться хотя бы под предлогом абсолютного воздержания. На будущее время было разрешено только разлучение от стола и ложа.

Со времени Тридентского собора папская доктрина (с которой не надо смешивать контроверз известных теологов и юрисконсультов) не изменялась, и она имела случай подтверждаться всякий раз при введении гражданского брака. С точки зрения этой доктрины, брак есть исключительно религиозный, но производящий юридические последствия акт. Из-за допущения развода обязательства брака делаются изменчивыми, взаимная привязанность ослабляется, неверность получает пагубное поощрение, воспитание детей подвергается опасности [1, с.53].

Таким образом, в практику западной церкви постепенно проникал взгляд о полной нерасторжимости брачного союза. Учителя этой церкви и соборы усматривали в установлении такой нерасторжимости в самом Евангелии, толкуя известные слова его в том смысле, что в них речь идет не о нарушении супружеской верности в браке, а об обнаружении в браке добрачной незаконной связи.

В результате исторического развития, согласно догматическому воззрению римско-католической церкви, брак нерасторжим при жизни супругов. Поэтому для католика немыслим брак с разведенной протестанткой или православной. Впрочем, с точки зрения расторжимости брака различаются, как и прежде, браки, в которых не было физического общения супругов (неконсуммированные), и таковые, в которых это общение состоялось (консуммированные).

Пока не было физического общения между супругами, брак расторжим. Такое расторжение дается папским декретом обычно в случаях, когда бессилие (impotentia), принуждение, ошибка или неисполнение условия материально известны, но не могут быть строго юридически доказаны. При этом же браке возможен развод, как было и раньше, вследствие желания кого-либо из супругов поступить в монашество.

Развод в католической церкви заменяется разлучением (separatio), допускаемым церковью в случае, когда поведение одного супруга угрожает душевному или телесному благосостоянию другого. Разлучение возможно в двух видах: постоянного и временного. Постоянное разлучение (separatio perpetua) разрешено только в случаях прелюбодеяния или содомии. Причем наличность прелюбодеяния должна быть и материально, и формально доказана, как — совершившегося факта. Кроме того, она не должна быть прощена ищущим развода супругом, и сам он не должен быть виновен в этом преступлении.

Временное разлучение допускается в следующих случаях: отход от христианства, покушения супруга совратить другого в ересь или совершить противоестественный порок, при наличии других преступлений жестокого обращения, покушения на жизнь, долго продолжающихся оскорблений, опасного для здоровья раздражение супруга, заразной и продолжительной болезни, злонамеренного оставления [1, с.54].

Во времена реформации протестанты восстановили развод. Говоря об отвержении жен вследствие прелюбодеяния, Христос, полагают протестанты, не имел в виду ограничить развод лишь этим случаем. Он отвечал лишь на вопрос, предложенный ему, чтобы закончить спор между учениками Гиллела и Шаммаи. Христос ничего не говорил о разводе по взаимному согласию или по причинам, определяемым гражданским законом, и Он не думал запрещать ни тот, ни другой.

Вместе с тем многие протестантские ученые приписывают браку характер гражданского акта и оспаривают у него таинства. Лютер говорил уже в своих застольных речах: «По моему мнению брачные вопросы принадлежат юристам; разве они не призваны предписывать законы и судить относительно прав отца, матери и детей. Почему бы им не заниматься и обязанностями между супругами?». Но, по другой доктрине, брак — таинство; есть даже такие, которые усматривают опасение предоставить его в полной мере светской власти.

В действительности же, хотя по взглядам протестантов правило о нерасторжимости брака, как мы видим, признано ошибочным, тем не менее в начале возникновения реформации развод не отличался легкостью: главное основание для него было нарушение супружеской верности. Потом сюда добавилось злонамеренное оставление одним супругом другого; но так как в церковных постановлениях по вопросу о разводе было дано весьма мало указаний, то дальнейшее развитие бракоразводного права шло путем консисторской практики и толкований юристов.

Отсюда разнообразие в бракоразводной практике. В то время, как в одних государствах (с преобладающим протестантским населением) практика оставалась при двух вышеуказанных основных поводах, в других — развод, кроме прелюбодеяния и злонамеренного оставления, допускался и из-за противоестественных пороков, покушения одного супруга на жизнь другого, жестокого обращения, угрожающего здоровью или жизни, непреодолимой ненависти, отказа от исполнения супружеской обязанности, уничтожения плода, присуждения к бесчестящему наказанию [1, с.55].

Устав евангелическо-протестантской церкви представляет собой тип весьма свободного бракоразводного права. Он допускает массу поводов к разводу. расторжение брак беларусь иностранный

Против этой широкой свободы разводов в Новейшее время раздавались голоса, которые, при разногласии в частностях, сходились в одном общем желании допускать развод лишь при наличии вины со стороны кого-либо из супругов; но новейшая бракоразводная практика все же продолжает идти по пути легкой расторжимости браков.[1, с. 56]

Таким образом, история показывает, что в первоначальное время расторжимость брака находилась в связи со способом приобретения жены и порядком заключения брака, однако позже попав под влияние церкви, брачное право имело разную судьбу на Востоке и на Западе. На Востоке оно шло рука об руку со светским законодательством и потому изменялось и приноравливалось к потребностям жизни. На Западе, напротив, оно оставалось при неприкосновенной церковной догме до тех пор, пока протестующие против строгости католического вероучения не откололись от западной церкви и не выработали себе особых воззрений и правил и в деле развода.

Развитие института брака в России

Рубрика: 13. Семейное право

Дата публикации: 16.10.2015

Статья просмотрена: 4034 раза

Библиографическое описание:

Рассмотрены этапы развития института брака в России. Показана тенденция изменения правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным.

Ключевые слова: институт брака, заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, участники семейных отношений, условия заключения брака, способы заключения брака.

The development of the institution of marriage in Russia. Сonsidered stages of development in Russia. Shown tendencies of change of legal norms, regulatory relationships at the conclusion, termination and annulment of the marriage.

Keywords: the institution of marriage, marriage, the termination of marriage, marriage annulment, participants of family relations, the conditions of marriage, the ways of marriage.

Историческоеразвитие человечества показывает, что самый первый нравственно-социальный запрет, возникший в глубокой древности, касался сферы брачных отношений и определял социокультурный порядок брачных связей. Эти запреты в отличии от других запретов, существующих лишь для слабейших особей, касались всех членов родовой общины. «Простейшие нравственные запреты образуют вечный фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм» [1].

Институт брака — это правовой институт, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным. Проследив изменения, вносимые в эти три составляющие, мы можем рассмотреть историю развития института семьи в России. По классификации правовых институтов, институт брака относиться к материально-правовой отрасли права, хотя включает в себя отдельные процессуальные нормы и имеет регулятивно-охранительный характер.

Нормативно-правовая база, регулирующая семейно-брачные отношения, подвергалась изменениям на протяжении всей истории становления и развития семейного права. Развитие института семейного права России началось с периода становления русской государственности, когда участников семейных отношений начали наделять определенным статусом, и они стали приобретать некоторые права и обязанности.

Именно условия заключения и расторжения брака, а также их способы заключения и расторжения брака играют важнейшую роль в семейном законодательстве, т. к. с момента заключения брака возникают правоотношения, регулируемые государством и соответственно обстоятельства, влияющие на права и обязанности супругов и других участников семейно-брачных отношений.

В России до начала XX века существовал только церковный брак и поэтому условия заключения брака регулировались церковным брачным законодательством. В дореволюционной России постановления русского церковного права, касающиеся заключению или прекращению брака носили религиозный характер и регулировались религиозными правилами конфессий, к которым относились брачующиеся. При смешанных браках одному супругу приходилось подчиняться правилам вероисповедания другого.

В виду воззрения на брак, как на таинство формой заключения брака был религиозный обряд венчания. Венчание рассматривалось законом не только как формальное, но и как материальное условие брака. Русское законодательство XIX — начала XX веков знало только церковную форму брака, и только эта форма имела силу для лиц всех вероисповеданий, признанных государством.

Условий для вступления в брак были следующими:

 добровольное согласие лиц, вступающих в брак;

 возраст лиц, вступающих в брак: для лиц мужского пола брачное совершеннолетие наступало по достижении 18-ти лет, а для лиц женского пола — по достижении 16-ти лет от рождения. Законодательство определяло также возраст, по достижении которого лицо уже не могло вступить в брак. Этот возраст, одинаковый для лиц обоего пола, — наступление 80-ти лет от рождения;

 согласие родителей лиц, вступающих в брак, их опекунов и попечителей, если они состоят под опекою или попечительством, и начальства, если они состоять на государственной службе;

 лица, вступающие в брак, не должны были состоять между собою в известных степенях родства и свойства, и брак между лицами, состоящими в таких степенях родства или свойства, признавался недействительным;

 препятствие для заключения брака составляло монашеское звание лица;

 для лиц православного исповедания допускалось последовательно только три брака;

 если лицо состояло уже в браке, то заключение нового брака не дозволялось;

 препятствием для заключения брака служило также осуждение лица на всегдашнее безбрачие;

 лицам православного и римско-католического исповеданий запрещались браки с нехристианами.

Церковь понимала брак как союз двух лиц разного пола, продолжающийся даже за пределами земной жизни; но в то же время вынуждена была идти на уступки потребностям гражданской жизни, устанавливая различные способы прекращения брака. Таким образом, ею допускалось само понятие «прекращение брака».

Все способы прекращения брака можно было свести к двум видам: или брак прекращался непосредственно сам собою, например — смерть лица, или брак должен был признан прекратившимся со стороны общественной власти, например — лишение лица всех прав состояния. Однако до вынесения приговора судом о прекращении брака, вследствие лишения супруга всех прав состояния, брак считался существующим.

С образованием Киевской Руси и с принятием христианства семейные отношения регулируются не только обычаями, но и нормами права (нормы писанного права, церковные уставы князей: Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича). Процесс правового регулирования семейно-брачных отношений был продолжен сводом этических правил и наставлений, изданных 1849 году под звучным названием — «Домострой», которым определялись взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, осуждались блуд и сквернословие.

Церковный брак в России был отменен в декабре 1917 года. Статьей 1 Декрета «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» вместо церковного вводится единственно признаваемый гражданский брак (не по церковным правилам, в государственных органах) [3].Церковный брак был объявлен частным делом граждан, не порождающим юридических прав и обязанностей, таким образом, семья была отделена от церкви. Однако браки, заключенные в церкви до принятия декрета признавались действительными.

Второй декрет был принят 19 декабря 1917 года. Если ранее бракоразводные дела рассматривались судами духовных консисторий, то в соответствии с Декретом «О расторжении брака» рассмотрение бракоразводных дел возлагалось на местные суды (если инициатором развода был один из супругов), либо в органах ЗАГС (если инициаторами развода были оба супруга) [4].

16 сентября 1918 года сессией ВЦИК РСФСР был принят первый кодекс, регулирующий семейные отношения — «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Он регулировал практически все вопросы семейных отношений. Им были отменены многочисленные препятствия к заключению брака, предусмотренные семейным законодательством Российской империи (монашество, принадлежность к разным вероисповеданиям). Были определены правовые последствия недействительности брака, брак аннулировался с момента его заключения. Декрет закрепил принцип единобрачия, установил брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16, запретил браки между близкими родственниками, лицами, уже состоящими в браке, умалишенными. Была установлена раздельность имущества супругов: каждый из них считался собственником того имущества, которое во время брака было приобретено на его средства. Декрет взял под охрану закона права детей, рожденных вне брака, установив, что они в своих правах и обязанностях с родителями приравниваются к детям, рожденных в браке, супруги были уравнены в решении вопросов семейной жизни. Был введен институт опеки.

Это интересно:  Расторжение брачного договора 2019 год

Кодексом законов о браке, семье, и опеке (КЗоБСО) введенным в действие с 1 января 1927 года, регулировались семейные отношения в послереволюционной России. Были введены правила об общности имущества, нажитого супругами в процессе совместной жизни. Процедура расторжения брака проводилась только в ЗАГСе и отсутствовали правила о признании брака не действительным. Кодекс установил единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет.

Кодексом о браке и семье (КоБС) принятым 30 июля 1969 года было подтверждено то, что юридическое значение имеет только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Был установлен двоякий порядок расторжения брака: при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, и взаимном отсутствии имущественных споров путем регистрации в органах ЗАГС, а при отсутствии согласия на развод одного из супругов и при наличии несовершеннолетних детей или спора о разделе имущества — в суде. При расторжении брака в судебном порядке были предусмотрены: выяснение причин развода, принятие мер к примирению супругов и сохранению семьи. Основанием для развода считался окончательный распад семьи. С новым Кодексом стало установление отцовства в судебном порядке. Основанием для вынесения положительного решения судом являлось совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведения совместного хозяйства до рождения ребенка. Жене предоставлялось право на получение алиментов в период беременности и в течении полутора лет после рождения ребенка.

В дальнейшем в развитие семейного права повлияли Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детей» от 22 мая 1990 года. Законом СССР от 1990 года суду вменялось в обязанность примирять супругов при расторжении брака.

В настоящее время вопросы государственной регистрации брака регулируются статьями Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Условия необходимые для заключения брака:

 взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

 достижение ими брачного возраста.

Взаимное добровольное согласие на вступление в брак выражается в письменном заявлении о регистрации брака в органах ЗАГСа, в личном присутствии при регистрации заключения брака, в устном согласии на вступлении в брак непосредственно при регистрации заключения брака и подтверждение этого их подписями [5].

Семейное законодательство устанавливает брачный возраст в 18 лет. Лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть возраста 18 лет на момент заключения брака, а не на момент подачи заявления в орган ЗАГСа о регистрации брака. Верхний предельный возраст регистрации брака не ограничен.

Брачный возраст может быть снижен до 16 лет при наличии уважительных причин (рождении ребенка, беременности невесты и т. п.) с согласия органов местного самоуправления [5].

Условия, при которых заключение брака не допускается:

 если один из желающих вступить в брак состоит в другом зарегистрированном браке;

 желающие вступить в брак являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей линии и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

 усыновителями и усыновленными;

 лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства [5]. Вопросы признания гражданина недееспособным регулирует 29 статья Гражданского кодекса Российской Федерации.

Свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга и решение суда о признании брака недействительным являются документами, подтверждающими прекращение прежнего брака.

Орган ЗАГСа может отказать в государственной регистрации заключения брака, если наличествует хотя бы один из вышеперечисленных фактов [6].

При несоблюдении условий статьи 12 Семейного кодекса и выявлении обстоятельств, перечисленных в статье 14, а также установлении факта заключения брака без намерения создать семью как со стороны обоих супругов, так и одного из супругов к признанию брака фиктивным и к аннулированию брака и всех его правовых последствий с момента регистрации брака в органах ЗАГСа. Брак признается недействительным только судом в порядке искового производства.

Несмотря на столь длительную историю развития семейного права России оно по настоящее время подвергается изменениям под влиянием тенденций развития общественных отношений. Появляются новые нормы семейного права, ранее действовавшие нормы права прекращают свое существование, вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство. Для сохранения института семьи и брака главное не утерять веками наработанные традиционные правила, переросшие в правовые нормы.

Сравнительный анализ института расторжения брака в российском и мусульманском законодательстве

Институт расторжения брака является неотъемлемой частью жизни современного общества. Расторжение брака является юридическим актом, прекращающим на будущее время права и обязанности между супругами, за исключе­ниями, предусмотренными законом.

Сравнительный анализ института расторжения брака российского и мусульманского законодательства вызывает непосредственный интерес, поскольку рассматривается один институт, регулирование которого данными законодательствами является различным, причем в значительной степени.

Мусульманское право представляет собой уникальное юридическое явление. Его своеобразие определяется, прежде всего, наличием неразрывной связи между правом и религией. Однако не только эта специфичная черта выделяет мусульманское право среди различных правовых систем . Об­ращает на себя внимание и то, что, находясь в существенной зависимости от религии ислама, мусульманское право сумело сохранить свою актуальность вплоть до сегодняшнего дня. Иными словами, никакая другая мировая религия не имеет столь существенного значения и влияния на законо­дательство своей страны. Ярким примером является российское право, которое, как и любое другое нерелигиозное право, исходит из принципа разделения религии и права [12].

В российском праве институт расторжения брака регулируется Конституцией Российской Федерации , Семейным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» и иными нормативно-правовыми актами .

Системой мусульманского права является шариат, основанный на Коране и других священных для мусульман источниках, кодифицированных крупнейшими мусульманскими учеными, учениками и последователями Мухаммеда, и зафиксированный в их сочинениях. Шариат покоится на четырех источниках мусульманского права. Коран — священное писание, запись высказываний Мухаммеда. Сунна — дополнение к Корану. Собрание преданий (хадисов) о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, сохранившихся в памяти учеников и передававшихся устно. Иджма — единогласное мнение мусульманской общины в вопросах веры и законоведения. Кияс (квияз, кыяс) — заключения крупнейших мусульманских законоведов, сделанные по аналогии .

В российском семейном праве, в соответствии со ст. 16 Семейного кодекса Российской Федерации, брак перестает существо­вать вследствие смерти одного из супругов или объявления его умершим. При жизни мужа и жены брак прекращается путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов. Ни один из них не имеет на этот счет никаких привилегий, поскольку правом на расторжение брака обладает как тот, так и другой.

Исключение составляет правило, предусмотренное ст. 17 СК РФ, согласно которой муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Налицо явное отступление от начал равенства, которое объясняется необходимостью усилить право­вую охрану материнства и детства в период, когда от состояния женщины-матери напрямую зависит здоровье ее ребенка. Это положение распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер до достижения им возраста одного года. Любой стресс, нервное напряжение, вызванное предстоящим бракоразводным про­цессом, выяснением отношений с супругом, как правило, не проходит бесследно для здоровья женщины и ее потомства. Отсюда и гуманное отступление от общих правил семейного права относительно равенства прав и обязанностей участников семейных отношений.

Следует также отметить, что российское право различает понятия «признание брака недействительным» и «прекращение брака». Признание брака недействительным не отнесено законом к основаниям его прекраще­ния, хотя аргументы в пользу противопоставления данной норме существуют . Признание брака недействительным в судебном порядке существенно отличается от его расторжения. Если с разводом прекращаются на будущее время правоотношения лиц, состоявших ранее в брачном союзе, то брак, признанный недействительным, считается таковым с момента его заключения. Поэтому супруг, состоявший в таком браке, никаких прав и обязанностей, предусмотренных СК РФ, как правило, не имеет. Возникшие проблемы имущественного характера решаются в соответствии с требова­ниями ГК РФ , касающимися долевой собственности[13].

В российском законодательстве, независимо от кого исходит инициатива расторжения брака, предусматриваются следующие виды развода:

1) расторжение брака в судебном порядке;

2) расторжение брака в органах ЗАГСа, при этом государственная регистрация расторжения брака производится только в ор­ганах записи актов гражданского состояния по месту жительства супругов или одного из них либо по месту государственной реги­страции заключения брака .

В мусульманском семейном праве в соответствии с шариатом при расторжении брака мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Ущем­ленное, ограниченное положение женщины по сравнению со статусом мужчины в мусульманских государствах всегда являлось традиционной отличительной чертой исламской концепции прав человека . Единственное условие, которое шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, — он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу.

Как уже отмечалось, в российском законодательстве, независимо от кого исходит инициатива расторжения брака, предусматриваются две процедуры расторжения брака. В шариатском же праве данный аспект имеет значение, поскольку от него зависит процедура расторжения брака.

Если инициатива расторжения брака исходит от мужа, то шариатское право предусматривает следующие виды такого развода:

развод раджа — муж, дав жене развод, раскаялся и желает возвратиться к ней или вернуть ее себе; как правило, при таком разводе жена не покидает дом мужа. Данный вид развода больше похож на ссору между мужем и женой. Мусульманская этика оправдывает мужа, даже если он не прав, разводясь с женой, и поэтому шариат рекомендует ему при возвращении к жене не признаваться во всеуслышание в своей ошибке, а лишь намеками дать знать жене, что он возвращается.

Если инициатива расторжения брака исходит от жены, то шариатское право предусматривает следующие виды такого развода:

развод хула — осуществляется в тех случаях, когда жена намерена развестись без каких-либо очевидных оснований, признаваемых шариатом. Причиной может быть ее охлаждение к супругу. Ислам не считает это веской причиной, но дает женщине возможность самой определить свою судьбу. При таком разводе женщина выплачивает своему мужу компенсацию за его согласие на развод, которая не должна превышать сумму махра (брачный дар жениха невесте, предписанный Шариатом);

развод фасх — осуществляется в суде в тех случаях, когда муж не выполняет ка­кие-либо обязательства в семье. Фактора­ми, предшествующими этому разводу, могут быть невыполнение супружеских обязанностей, невыплата махра, указанного в брачном контракте, плохое содержание жены, жестокое обращение с ней, несоблюдение обязанностей, включенных в брачный договор. В случае развода «фасх» жене выплачивается сумма махра, которая была оговорена при заключении брака.

В шариате также существует такая форма развода, как «лиан», когда муж обвиняет жену в измене, но не в состоянии представить доказательства. В данном случае брак расторгается, но обвинение мужа в расчет не принимается. Свидетельство жены о своей невинности приравнивается к обвинению мужа, кроме того, жена может обвинить мужа в клевете, и тогда уже он подлежит наказанию [14].

Шариатское право, как и российское, говорит о недействительности заключенного брака, но, в отличие от российского права, признание брака недействительным ведет к его расторжению. То есть в мусульманском праве признается существование такого брака, в то время как российское законода­тельство закрепляет его в отдельную, от расторжения брака, главу. Примером недействительного брака в мусульманском праве является вероотступничество жены или мужа, которое может служить причиной для расторжения брака, а также в случае, если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала вероотступницей, брак также считается недействительным и подлежит расторжению.

Брак может быть объявлен недействительным и отменен, если он был заключен с нарушением формальностей, например, если муж и жена скрыли какие-то факты сво­ей биографии. Брак отменяется также и в том случае, если супруги не находились в состоянии ихрама — ритуальной чистоты в период совершения хаджа. Брак недействителен и тогда, когда муж становится веро­отступником или жена принимает ислам, а муж остается немусульманином.

Это интересно:  Отменить решение суда о расторжении брака 2019 год

Мусульманское семейное право предусматривает период идда, который длится три месячных цикла жены. Этот период нужен для того, чтобы, во-первых, выяснить наличие у жены беременности для признания отцовства, а во-вторых, попытаться наладить отношения между супругами.

В отличие от российского законодательства, которое говорит лишь о правовых последствиях беременности женщины после расторжения брака, период идда дает гарантию женщине, которая заключается в возможности исключения как самого развода, так и его правовых последствий.

Прежде чем начать говорить о правовых последствиях расторжения брака в мусульманском и российском праве, необходимо установить момент прекращения брака при его расторжении, который имеет очень важ­ное правовое значение, поскольку именно с этого времени между супругами прекращаются личные и имущественные правоотношения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В российском семейном праве, в соответствии со ст. 25 СК РФ, момент прекращения брака определен с учетом применявшегося порядка расторжения брака, т. е. в органах ЗАГСа или в суде. Рассмотрим оба случая.

Если брак расторгается в органах ЗАГСа, он считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния . Основаниями для государственной регистрации расторжения брака в органах ЗАГСа являются совместное заявление супругов, заявление одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет .

Если брак расторгается в судебном порядке, он прекращается со дня вступления решения суда в законную силу . Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование или опротестование, если оно не было обжаловано. Но, несмотря на то, что брак, расторгаемый в суде, прекращается со дня вступления решения суда в законную силу, уже бывшие супруги не вправе вступать в новый брак в органе ЗАГСа по месту жительства любого из них. Для получения свидетельства о расторжении брака необходимо представить выписку из решения суда и квитанцию об уплате установленной судом суммы государственной пошлины. Размер государственной пошлины за регистра­цию расторжения брака по решению суда и выдачу свидетельства составляет 200 руб. с каждого из супругов.

В мусульманском праве установление момента расторжения брака зависит от того, является ли расторжение брака окончательным. При разводе баин расторжение брака происходит немедленно. При разводе раджа брак считается расторгнутым после объявления развода с момента окончания срока идда.

После расторжения брака, независимо от его вида, женщина в любом случае может заключить новый брак лишь по окончании срока идда. До окончания срока идда муж имеет право восстановить договор брака, если не был произнесен трехкратный талак, выразив свое желание в словах, например «я возвращаю тебя». Согласие жены на восстановление договора брака, если не она являлась инициатором его расторжения, не требуется [15].

Правовые последствия расторжения брака в российском семейном праве состоят в прекращении на будущее время личных и имущественных правоотношений между супругами. При этом одни правоотношения прекращаются сразу после развода, другие могут быть сохранены либо по желанию супруга , либо в силу прямого установления закона. Так, в силу закона нуждающийся нетрудоспособный супруг сохраняет право на получение содержания от бывшего супруга, если он стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака.

С расторжением брака перестает действовать законный режим имущества супругов при условии, что супруги разделили совместно нажитое в браке имущество. Если супруги не разделили общее имущество, то и после развода оно продолжает оставаться общим с соответствующим правовым режимом, так как было нажито во время брака. У су­пругов утрачиваются и другие права, предусмотренные другими отраслями права: право на получение наследства по закону после смерти бывшего супруга; право на пенсионное обеспечение в связи с потерей супруга по установленным законом основаниям и иные права. Однако расторжение брака, прекра­щающее правоотношения между супругами, не влечет за собой прекращение правоотношений между родителями и детьми.

Расторжения брака в мусульманском праве порождает такие права и обязанности супругов, как:

бывшая супруга обязана кормить ребенка в течение двух лет, при этом имеет право требовать у бывшего супруга плату за кормление;

бывший супруг вправе отказать оплачивать кормление ребенка бывшей супруге, если установленная ею цена превышает цену кормления ребенка няней;

родителям запрещается использовать ребенка с целью причинить друг другу вред в какой-либо его форме ;

если брак расторгается, и между супругами не было близких отношений, то муж обязан выплатить бывшей супруге половину махра, а также в данном случае бывший супруг обладает правом не ожидать оконча­ния срока идда .

Анализируя вышесказанное, можно выделить основные причины различия института расторжения брака в российском и мусульманском семейном праве: 1) история возникновения и развития общества; 2) формирование культуры общества;

предпосылки развития правовых систем, которые стали основой для формирования семейного законодательства;

реализация норм семейного законодательства;

различие светского и религиозного законодательства.

Рассматривая различные правовые культуры, которые в определенной степени могли бы дополнить друг друга, хотелось бы отметить, что, однако, мусульманское право, несмотря на существенное влияние со стороны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара , и данное воздействие является настолько детальным, что порой кажется излишним. Российское же семейное право не подверглось столь существенной детализации в регулировании отношений между супругами, тем самым предоставив последним право выбора, что является наиболее целесообразным для российской правовой семьи [16].

Хотелось бы отметить основные различия в семейном праве арабских стран и Российской Федерации. Брак это, прежде всего, союз мужчины и женщины. Такое определение одинаково подходит как для российского права, так и для мусульманского. В мусульманском законодательстве брак рассматривается как двусторонний договор который делает женщину «законной» для мужчины. Цель брачного договора состоит в создании семьи и продолжении рода. Браком в Российской Федерации признается только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду или по национальным обычаям, не имеет правового значения. Российское семейное право относит к условиям вступления в брак: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение брачного возраста, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Мусульманское семейное право дополняет российское семейное право еще тремя важными условиями вступления в брак: участие опекуна (попечителя), двух свидетелей и психическое здоровье лиц, вступающих в брак.

Российское законодательство запрещает полигамию, в отличие от мусульманского семейного права.

Интересным является срок идда в мусульманском праве. В российском семейном праве определенных сроков нет. Что касается запретов вступления в брак, то по российскому законодательству запретами являются вступления в брак с лицами, состоящими в близкой степени родства, усыновителями и усыновленными, недееспособными, состоящими в браке. По мусульманскому семейному праву запретами являются вступление в брак с родственниками (махрама ), женщинами, состоящими в браке.

Российское законодательство предусматривает два режима собственности супругов: совместная и договорная. По российскому законодательству законным режимом супружеского имущества является режим совместной собственности супругов. Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание, одежду, имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить жену жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов питания.

Заключение

На основании проведенного исследования по теме «расторжение брака как способ защиты семейных прав» можно сделать следующие выводы:

Защита семейных прав осуществляется в порядке, предусмотренном законом, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. При этом используются нормы как семейного, так и иного отраслевого законодательства, что говорит о важности данной сферы общественных отношений и необходимости высокого уровня охраны прав и законных интересов участников. Семейный кодекс РФ не содержит общего перечня способов защиты. У правоприменителя есть два варианта: воспользоваться тем или иным способом, указанным в соответствующей норме СК РФ, либо применить ст. 12 ГК РФ, что не всегда является оправданным и возможным. Семейное законодательство располагает следующим набором способов защиты: признание права, ограничение права, восстановление нарушенного права, пресечение действий, нарушающих субъективные права и нормы объективного права; принуждение к исполнению обязанности, не исполненной добровольно; прекращение или изменение правоотношений.

В зависимости от обстоятельств законом предусмотрено расторжение брака двумя способами: в административном порядке через орган ЗАГС или в судебном порядке. Порядок расторжения брака непосредственно через орган загс регламентирован ст. 19 СК РФ. В таком порядке расторжение возможно либо по заявлению обоих супругов, либо по заявлению одного из супругов. Взаимное согласие супругов выражается в их совместном письменном заявлении. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в таком заявлении супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия. Желающие расторгнуть брак супруги подписывают совместное заявление и указывают дату его составления. Для расторжения брака в органе ЗАГС кроме взаимного согласия необходимо также, чтобы у супругов не было общих несовершеннолетних детей. В противном случае дело должно быть рассмотрено в суде.

Что касается второго варианта, т. е. расторжения брака в органе ЗАГС по заявлению одного из супругов, то оно производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Понятно, что далеко не все браки, где один из супругов признан безвестно отсутствующим, недееспособным либо приговорен к лишению свободы на срок свыше трех лет, прекращаются по заявлению другого супруга, но если супруг считает, что не имеет смысла сохранять супружеские отношения, по его инициативе развод может быть зарегистрирован в органе ЗАГС. По нашему мнению, правовые последствия явки гражданина, объявленного умершим либо признанного безвестно отсутствующим, не могут являться идентичными, как это предполагает законодатель в ст. 26 СК РФ. Если гражданин был объявлен умершим, то расторжение брака произойдет автоматически. Однако это создает правовой пробел. Что делать если умерший супруг вернётся? А ведь брак расторжению не подлежит в данном случае. Вышеизложенное дает основания предложить следующую редакцию п. 1 ст. 26 СК РФ: «1. В случае явки супруга, объявленного судом умершим, и отмены соответствующего решения суда брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов.

В случае явки супруга, признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующего решения суда брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния, если он не был расторгнут на основании п. 2 ст. 19 настоящего Кодекса».

Общее процессуальное правило конкретизируется в семейном законо­дательстве, где нормы о подведомственности содержатся практически во всех разделах СК РФ. Для более глубокого анализа этих споров необходимо их классифицировать по различным основаниям как материально-правового, так и процессуального характера. В зависимости от содержания материально-правового требования иски делятся на следующие группы: 1) возникающие из брачных отношений; 2) возникающие из семейных отношений; 3) связанные с оспариванием записей актов гражданского состояния.

Первые две группы исков, в свою очередь, делятся в зависимости от со­держания требований на иски: возникающие из личных неимущественных отношений; возникающие из имущественных отношений. В числе исков, возникающих из семейных отношений и защищающих личные неимущественные права, могут быть выделены следующие виды исковых требований: 1) об установлении происхождения детей: об установ­лении отцовства; об оспаривании отцовства; 2) связанные с воспитанием детей: о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей; об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников; о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения; о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований; о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения; о лишении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав об отмене усыновления.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, moluch.ru, infopedia.su.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий